Антиспам защита — это важный аспект кибербезопасности, особенно для современных бизнес-структур, которые ежедневно обрабатывают большое количество электронной почты. Спам может не только нарушить рабочий процесс, но и стать источником вредоносного программного обеспечения и фишинговых атак. Технологические решения в этой области развиваются и становятся все более совершенными, чтобы эффективно бороться с постоянно изменяющимися угрозами. В статье расскажем про антиспам технологии и зачем они нужны.
Что такое антиспам?
Антиспам – это технология, которая используется для предотвращения получения нежелательных или нерелевантных сообщений (спам), обычно отправляемых по электронной почте или другими способами через интернет. Решение позволяет обнаруживать, блокировать или фильтровать спам-письма из почтовых ящиков. Для этого используются различные методы, включая распознавание образов, черные списки, алгоритмы машинного обучения и проверку подлинности источников электронной почты.
Эффективность антиспам-технологии зависит от того, насколько точно она может отличать легитимные письма от спама. Однако сделать это бывает непросто, так как тактика спама постоянно меняется. Кроме того, важно избежать ложных срабатываний, то есть, чтобы легитимные письма не помечались, как спам. Чтобы добиться этого, системы антиспама регулярно обновляют свои алгоритмы.
Антиспам особенно важен для организаций, поскольку он позволяет поддерживать эффективность и безопасность деловой переписки, защищает конфиденциальные данные от фишинговых угроз.
Почему антиспам важен для бизнеса
Освобождает почтовые ящики: Если спама очень много, он засоряет почтовый ящик, усложняя сотрудникам поиск реально важных и легитимных писем. Фильтрация спама позволит почтовым ящикам сотрудников оставаться упорядоченными и свободными от ненужных сообщений.
Предотвращает фишинговые и другие кибер атаки: Фишинг часто используется злоумышленниками. Его суть заключается в том, что пользователи получают письма якобы из достоверных источников, в которых заключена ссылка на поддельный сайт или другая информация, провоцирующая пользователя на раскрытие конфиденциальных данных, финансовой информации, паролей и т.п.
Предотвращает распространение вирусов, шпионских программ и программ-вымогателей: спам может включать вредоносное ПО. Если открыть вложения в таких письмах или перейти по вредоносной ссылке, на компьютер устанавливаются вирусы, шпионское ПО, программы-вымогатели и т.п. Система защиты от спама защищает от подобных угроз.
Как происходит защита от спама
1. Протоколы аутентификации электронной почты
Они проверяют подлинность электронной почты отправителя, предотвращая её подделку. Наиболее популярные протоколы — Sender Policy Framework (SPF) и DomainKeys Identified Mail (DKIM). Первый позволяет проверить, действительно ли письмо пришло от авторизованного сервера на основе домена отправителя. Второй проверяет целостность электронной почты с помощью цифровых подписей.
2. Фильтрация на основе контрольной суммы
Контрольная сумма — это некое значение, которое вычисляется на основе содержимого письма. Фильтрация на её основе сравнивает уникальные значений контрольной суммы с базой данных известных спам-писем, чтобы понять, является письмо спамом или легитимным. Чтобы метод работал эффективно, нужно регулярно обновлять базы контрольных сумм.
3. Черные списки на основе DNS
Черные списки на основе DNS, поддерживаются сообществами, которые регулярно отслеживают и идентифицируют IP-адреса, связанные со спам-рассылкой. При получении входящего письма сервер электронной почты проверяет IP-адрес отправителя по базе данных и, если обнаруживает его в чёрном списке, письмо помечается как спам. Однако возможны ложные срабатывания.
4. Фильтрация URL-адресов
Спам-письма часто содержат вредоносные URL-адреса, которые могут привести к фишинговым сайтам, загрузке вредоносного ПО или другим мошенническим действиям. Фильтрация URL-адресов направлена на выявление и блокировку этих вредоносных URL-адресов. Для этого применяются различные методы, включая анализ URL-адресов в реальном времени, фильтрацию на основе репутации и алгоритмы машинного обучения.
5. Фильтрация на основе правил
Фильтрация на основе правил подразумевает определение набора правил или шаблонов для идентификации и классификации спам-писем. Эти правила могут основываться на различных факторах, включая заголовки писем, их содержимое, информацию об отправителе и типы вложений. Фильтры на основе правил легко настраиваются и могут быть адаптированы под конкретные потребности организации.
Принцип работы инструментов защиты от спама
Для начала антиспам инструменты фильтруют письмам с использованием одного или нескольких из перечисленных выше методов, например:
-
Фильтрация на основе содержания: Анализ содержания электронной почты с использованием алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта для выявления спама. Такие фильтры могут обнаруживать подозрительные шаблоны в тексте, ссылки на фишинговые сайты или прикрепленные файлы с вредоносным кодом.
-
Фильтрация по черным и белым спискам: Использование черных списков известных спамеров и белых списков доверенных отправителей. Эти списки помогают автоматически блокировать или пропускать электронные письма.
-
Анализ репутации отправителя: Оценка репутации домена и IP-адреса отправителя на основе их истории отправки писем. Системы с низкой репутацией автоматически блокируются или помечаются как спам.
Если письмо попало в один из этих фильтров, оно блокируется и далее анализируется на наличие признаков спама.
Проверка получателя
Антиспам инструменты обычно используют протокол проверки получателя для подтверждения существования адреса электронной почты. При получении письма происходит диалог с сервером отправителя, чтобы убедиться, что адрес получателя действителен. Если адреса не существует, электронное письмо отклоняется.
Проверка отправителя
Инструменты защиты от спама обычно используют Sender Policy Framework (SPF), для проверки легитимности домена отправителя. Администраторы почтовых серверов могут выбирать, каким IP-адресам позволено отправлять письма от имени их домена. Если запись SPF не совпадает, электронное письмо помечается как спам.
Современные компании сталкиваются с постоянными угрозами в области кибербезопасности, и спам — одна из них. Надежная антиспам защита помогает не только снизить риски взлома и утечки данных, но и улучшить эффективность работы, освобождая сотрудников от обработки ненужной почты.