Расчет TCO "Облако vs Покупка Серверов"


Среди преимуществ облачных решений перед приобретением физического сервера в первую очередь провайдеры указывают экономию. Покупка и обслуживание оборудования – это дорого, а аренда – значительно дешевле. Однако «дорого» и «дёшево» - это просто слова, которых мало для принятия серьезного решения. Когда бизнес решает, переходить ли на облачную ИТ-инфраструктуру, требуется точный и надежный способ оценки экономической эффективности. 

Оптимальной методикой расчёта, которая способна наглядно показать разницу между приобретением собственного оборудования и арендой облака является методика TCO. В статье мы расскажем, как производятся расчёты, что они учитывают и каким образом выявляют экономическую эффективность.

Что такое TCO

Что такое TCO?

TCO или Total Cost of Ownership - общая (совокупная) стоимость владения. Это методика, которая позволяет выявить лучшее соотношение цена/качество для оборудования и программного обеспечения.

Первый раз этот термин прозвучал осенью 1995 г. в отчёте Gartner Group. Компания разработала данную методику для расчета финансовых затрат на владение компьютерами на платформе Wintel (MS Windows+Intel). Позднее она была усовершенствована и переросла в полноценную модель анализа финансовой стороны использования информационных технологий. Она учитывает прямые затраты, такие как создание аппаратной платформы, покупка лицензий на ПО, оплату труда ИТ-специалистов, а также неявные затраты и потери, связанные с её функционированием.

Как рассчитать эффективность?

Не существует универсальной методики определения совокупной стоимости владения инфраструктурой, так как расчёт будет индивидуален для каждого бизнеса. Однако есть общие подходы определения стоимости.


Аренда облачного сервера для разработки, хостинга, обученияПодробнее






В расчёт TCO включают:

  • Капитальные затраты на закупку оборудования. Сюда входит стоимость серверов, систем хранения данных (СХД), коммутаторов. Чтобы создать надежную отказоустойчивую систему, потребуется оборудование уровня high-end. Необходимо суммировать эти затраты. В среднем стоимость оборудования, например, для ERP на 350 пользователей составит около 3 млн. рублей. Также здесь стоит учесть ремонт и обслуживание, так как TCO обычно рассчитывается на 5 лет, а гарантия на оборудование обычно истекает через 2 года.
  • Стоимость площадки для размещения. Серверы должны быть установлены в пожаробезопасном помещении с хорошим кондиционированием, с защитой от несанкционированного доступа. Все затраты на оборудование такого помещения следует просуммировать. Альтернатива – аренда полки в ЦОДе, тогда в расчёты следует включить цену аренды.
  • Расходы на софт. Чтобы повысить гибкость и масштабируемость среды хорошей идеей будет использование средств виртуализации. Это обойдется компании примерно в полтора миллиона в год. Помимо этого, следует учитывать стоимости лицензионных версий Windows, антивируса, офисных программ и т.п.
  • Заработная плата персоналу. Для поддержки стабильной работы IT-инфраструктуры потребуется несколько разнопрофильных сотрудников. Их количество будет зависеть от количества серверов. Компания AWS вывела, что хорошим соотношением сервер-админ является 50 к 1. Однако вам лучше исходить из собственного опыта. Средняя зарплата системного администратора составляет 90 000 – 100 000 рублей, если добавить сюда налоги и сборы, то получится 135 000 – 150 000 рублей в месяц.
  • Дополнительные затраты на своё оборудование. Помимо всего вышеперечисленного, стоит учитывать электроэнергию, которую потребляют работающие сервера, выплата процентов по кредиту, если оборудование приобреталось в долг, и другие.

Дополнительно, для стартапов, стоит заложить риски, если бизнес «не взлетит». Оборудование можно будет продать, но его стоимость после эксплуатации значительно упадёт против первоначальной.

Расчёт TCO облака намного проще. Достаточно сложить все платежи провайдеру за выбранный период.

Какие результаты даёт расчёт TCO

Итак, что даёт методика TCO для компании, принимающей решение?

  • Позволяет понять, что ключевой характеристикой для сравнения должен стать уровень отказоустойчивости IT-инфраструктуры. Соответственно нельзя сравнивать стоимости одиночного сервера и HA-кластер в облаке из-за ощутимого различия в ожидаемом аптайме;
  • С его помощью можно выполнить калькуляцию совокупной стоимости владения IT-инфраструктурой.
  • Позволяет провести сравнительный анализ совокупных трат на приобретение и последующее владение своей IT-инфраструктурой и на аренду облачных ресурсов;
  • Даёт возможность выполнить факторный анализ экономии на преимуществах облачных решений и определить наиболее подходящие шаблоны использования облака.

После того, как вы посчитаете TCO своей инфраструктуры и облака, останется только сравнить итоговые значения. Это позволит оценить реальную экономию в цифрах для принятия правильного решения.



Полезный материал?
1
0
автор: Олег
опубликовано: 11.08.2021
Читайте нас: 
Последние статьи
Вверх!