Время на поиск упоминаний об аутсорсинге среди опубликованного за первую половину 50-летней жизни Computer Weekly было бы потрачено напрасно. Среди статей во второй половине вам нелегко было бы найти историю, несвязанную с аутсорсингом хотя бы косвенно.
Точная дата «рождения» ИТ-аутсорсинга трудно определяется, потому что этим словом обозначается много разных явлений у разных людей. Отрасль предоставляет ресурс, который постоянно меняется. Фактически, единственное, в чем вы можете быть уверены, говоря об ИТ-аутсорсинге, это то, что он никогда не остается без изменений.
Некоторые считают, что начало ИТ-аутсорсингу было положено в конце 1980-х годов. IBM в США разработала, построила и управляла центром обработки данных для компании Eastman Kodak. Эта деятельность потребовала перехода сотен сотрудников Kodak в компанию под брендом IBM Integrated Systems Solution Corporation (ISSC).
Профессор Илан Ошри говорит, что сделка IBM с Kodak является хорошей отправной точкой для развития современных услуг ИТ-аутсорсинга. «Без сомнения, инициатива Eastman и IBM в 1989 году была и остается поворотным пунктом для индустрии аутсорсинга услуг, привлекая внимание корпораций к преимуществам, которые она может им дать», - отмечает он.
Больше не ругательство
Джон Кеппел, президент в аутсорсинговой исследовательской компании ISG, говорит, что ИТ-аутсорсинг в Великобритании достиг совершеннолетия в 1980-х годах, когда совет Большого Лондона (Лондонский муниципалитет) привлек для выполнения работы Hoskyns.
«Первоначально перспектива использования подрядчиков для выполнения внутренних функций вызвала шумиху непонимания, - вспоминает Кеппель. «Многие люди не понимали, что это значит и какова будет стоимостная нагрузка для общественного кошелька. Тем не менее, к 1990-м годам крупные игроки все чаще прощупывали почву, и под руководством Джона Майора аутсорсинг перестал быть ругательным словом, став чем-то, в чем бизнес видел ценность и фактически хотел использовать».
Пионеры
Но вы можете пойти дальше и найти примеры более ранних версий ИТ-аутсорсинга. Марк Льюис, адвокат по аутсорсингу Berwin Leighton Paisner, говорит, что в мире корпораций и образования аутсорсинг имел место еще в 60-х и 70-х годах, но в форме обмена временем, сервисных бюро и обслуживания оборудования и помещений. Это были предшественники современного ИТ-аутсорсинга.
IBM, как ни удивительно, стала пионером современной формы аутсорсинга после того, как сделка с Kodak в США попала во внимание корпоративного мира. «Мой опыт работы на рынках Великобритании, Азии и Европы с середины 1980-х годов состоял в том, что IBM была доминирующим поставщиком ИТ-услуг на этих рынках», - добавляет Льюис. «Это особенно верно для критически важных ИТ-проектов».
Именно интерес корпораций привел к стремительному росту компании, созданной американским бизнесменом Россом Перо в 1960-х годах. Этой компанией была Electronic Data Systems, более известная как EDS.
Сэм Кингстон, главный операционный директор украинского провайдера ИТ-услуг Ciklum и бывший глава британского подразделения компании EDS, говорит, что Перо реализовал свое видение, построив независимого поставщика услуг ИТ-аутсорсинга, не связанного с каким-либо производителем оборудования, предоставляя навыки сотрудников как инструмент для решения актуальных бизнес-задач.
«Это была одна из самых успешных компаний в компьютерной индустрии в 1980-х и 90-х годах», - добавляет он. «С ними были подписаны несколько долгосрочных контрактов на миллиарды долларов с наиболее крупными компаниями в мире.
Закрепление
Кингстон говорит, что EDS и до этого IBM закрепили принятие ИТ-аутсорсинга и привлекли внимание бизнеса. «Эти компании внедрили модель аутсорсинга на мировой рынок, проводя деятельность в соответствии со совершенно разными бизнес-стратегиями, соответствующими их основным возможностям».
IBM выросла изнутри, в то время как EDS объединила органический рост с приобретениями, говорит Кингстон. «Следует признать за EDS ее роль в быстром сегментировании сектора технологических услуг. Тем не менее, стратегии обеих компаний были успешными в течение длительного периода времени.
«По сути, эти игроки стали причиной далеко идущих последствий в бизнес-мире, которые по масштабу даже превосходят их вклад в развитие технологий как таковых. Их инновационные коммерческие модели в сочетании с готовностью выполнять огромные объемы работы были впечатляющими даже по сравнению с текущими сделками».
В то время как бизнес-аутсорсинг IBM по-прежнему развивается благодаря подразделению Global Services, EDS была приобретена HP в 2008 году за 13,9 млрд долларов, а бренд исчез.
Станьте нашим партнёром и получайте доход
до 40% от каждого клиентаСтать партнёром
до 40% от каждого клиентаСтать партнёром
Переориентирование
Другое имя аутсорсинга, которое исчезло, - Andersen Consulting. Andersen Consulting был частью бухгалтерской фирмы Arthur Andersen, пока компания не «откололась» и не стала Accenture в 2001 году.
Кингстон говорит, что Andersen Consulting / Accenture заняла аутсорсинговый рынок «на новой высоте». «И именно здесь Accenture, похоже, сегодня - на вершине консалтинга и аутсорсинга».
Но история Arthur Andersen также является важной в секторе ИТ-аутсорсинга. В 2001 году произошел громкий скандал с американским энергетическим гигантом Enron. Выяснилось, что долги на миллиарды долларов от неудачных сделок и проектов были спрятаны с помощью лазейки в бухгалтерском учете и плохой финансовой отчетности. Акционеры Enron подали в суд иски на миллиарды долларов, и Arthur Andersen потерял лицензию на работу в качестве профессионального аудитора в США после того, как его признали виновным в обвинениях с уголовной ответственностью.
Скандал с аудитом в бухгалтерском учете не связан с Accenture, но стал предупреждающим сигналом для ИТ-индустрии. «Артур Андерсен в дополнение к тому, чтобы быть аудитором, оказывал услуги бизнес-консалтинга [Andersen Consulting] для Enron. Позже было заявлено, что это является конфликтом интересов для любой аудиторской фирмы, которая активно ищет клиентов среди аудируемых компаний и вознаграждается ими за консультационную работу».
Кингстон говорит, что «красный флаг» Enron запустил новую эру процессов обеспечения соответствия законодательству при предоставлении услуг. После этого крупные бухгалтерские компании продавали или выводили в другое юридическое лицо свои консалтинговые компании.
Они пришли с востока
Но когда речь заходит о новых эпохах в ИТ-аутсорсинге, мало кто может вспомнить что-то сравнимое со взрывным ростом бизнеса, который испытали индийские ИТ-компании.
Не осознавая этого, в 1990-х годах поставщики ИТ-услуг в западном мире открыли для Индии возможность войти в ИТ-отрасль.
В начале десятилетия западные ИТ-компании действительно не замечали индийских поставщиков, потому что они были сосредоточены на обслуживании мэйнфреймов. Затем настало время клиент-серверной архитектуры, и ИТ-гиганты подумали, что индийские компании не смогут этим заниматься. Но они смогли.
«Ошибка тысячелетия»
Возможно, самые большие возможности были связаны с опасениями вокруг проблемы перемены дат в 2000 году, когда крупные западные организации нуждались в людях с правильными навыками, чтобы гарантировать, что они не пострадают от, так называемой, ошибки тысячелетия. Многие опасались, что недостатки, вызванные практикой хранения данных с использованием только двух последних цифр года для даты, могут нанести ущерб с приходом 2000 года. Логика программы часто предполагает, что число в году становится больше, а не меньше, поэтому представление 2000 как «00» могло бы привести к сбоям ИТ-систем, если ошибка не была бы устранена путем изменения кода.
Корпорациям были нужны трудовые ресурсы для программирования. Но они не хотели переплачивать местным программистам, поэтому они искали людей с нужными навыками в Индии, где заработная плата была намного ниже. Это дало индийским фирмам возможность войти в крупные западные компании, и с тех пор они никогда не жалели об этом.
B.G. Srinivas, бывший глава европейского подразделения индийского ИТ-гиганта Infosys и в настоящее время управляющий директор компании ICT PCCW в Гонконге, говорит, что индийские ИТ-фирмы имели очень небольшое присутствие в мире в 1990-х годах.
«Это было неизменно почти до 2000 года, когда проблема перемены дат угрожала всему миру», - говорит он. «Эта проблема должна была быть решена до начала века. Предприятия признали, что им не хватает пула талантов для переписывания кода программ. Они обратились к внешней поддержке и индийским технологическим компаниям с их огромным рынком труда. Они пришли на помощь».
«Беззаботица»
Западные ИТ-компании беззаботно предоставили Индийским специалистам возможности по входу на рынок, так как они не ожидали, что ИТ-услуги будут предоставлены из-за рубежа по причине необходимости действий в сжатые сроки. Однако, поскольку индийские компании находились в другом часовом поясе, западные клиенты могли работать круглосуточно. Приход Интернета также снизил транзакционные издержки; до этого только крупные игроки имели выделенные каналы связи.
Вероятно, уже в 2004 году крупные западные поставщики начали беспокоиться о конкуренции со стороны Индии.
Сринивас отмечает, что выручка от проектов в 2000 году была не столь значительна для индийских компаний. Для развития и роста рынка ИТ-услуг в Индии потребовалось больше, чем только проекты Y2K. «Однако они имели далеко идущие последствия и были предвестниками для ИТ-аутсорсинга крупных предприятий. Предприятия начали видеть ценность индийских компаний с точки зрения их возможностей, емкости рынка труда и стоимости».
Сринивас говорит, что эти Y2K-проекты дали миру осознание того, что таланты существуют и за пределами США, и что работа может осуществляться дистанционно и с сохранением качества.
В период с 2000 по 2005 год, почти все ведущие индийские технологические фирмы, в то время - Infosys, Wipro, Tata Consultancy Services и Satyam, расширили свою деятельность, создали новые каналы обслуживания, наняли больше людей и увеличили инвестиции в обучение.
Сегодня считается странным, если крупный бизнес выделяет определенные ИТ-услуги только компаниям внутри страны или на департаменты внутри предприятия. Причина этому - зрелость зарубежных ИТ-услуг, которые были впервые продемонстрированы в Индии. Сегодня предприятия могут получать услуги со всех уголков мира и с разными преимуществами.
Технология, разрушающая отрасль
Сегодня ИТ-аутсорсинг претерпевает еще одну трансформацию, обусловленную технологическим продвижением. Появились новые технологии, которые вынуждают отрасль перестраиваться.
Облачные вычисления и автоматизация с помощью искусственного интеллекта - два ярких примера.
Достаточно просто взглянуть на компанию, такую как Netsuite, чтобы понять, как облачные вычисления вторгаются в корпоративный сектор. Программное обеспечение как услуга (SaaS), которое берет на себя функции традиционного планирования ресурсов предприятия (ERP) и управления отношениями с клиентами (CRM), быстро растет и имеет впечатляющий список потребителей.
На недавнем клиентском форуме в Лондоне компания объявила о новых клиентах, включая WHSmith, Pret A Manger и Misys. Компания Netsuite, основанная в 1998 году, насчитывает 2500 глобальных сотрудников и в 2014 году имела оборот более 400 миллионов долларов.
Тем не менее, изменения выходят за рамки SaaS-моделей. Сегодня бизнес больше не нуждается в поставщике ИТ-услуг для запуска новых серверов. Если ИТ-директор выбрал облачные IaaS-услуги, он автоматически получит то, что ему нужно, и заплатит только за то, что действительно будет использовать.
AI
Хотя облако может стать крупнейшим технологическим заменителем ИТ-аутсорсинга, оно может оказаться причиной менее значительных перемен по сравнению с изменениями, которые могут произойти в будущем по причине автоматизации и развития искусственного интеллекта. Программные роботы настраиваются на выполнение бизнес-процессов, но искусственный интеллект уже продвинулся еще дальше и предлагает бизнес-когнитивные платформы, которые могут выполнять широкий спектр задач и даже учиться по мере выполнения.
Если вернуться к основной цели аутсорсинга - выполнение работы третьим лицом – то можно с уверенностью говорить, что ИТ-аутсорсинг всегда будет огромной отраслью. Но состояние отрасли будет по-прежнему постоянно трансформироваться для удовлетворения новых технологических, экономических и политических задач.
Оригинал статьи вы можете найти по ссылке. Перевод выполнен Корпоративным облачным провайдером Cloud4Y. Помимо предоставления облачных услуг компания Cloud4Y рада предложить клиентам широкий спектр услуг ИТ-аутсорсинга, как в облаке (onsite), так и на территории Заказчика (offsite), а так же поставки ИТ-оборудования.