Экономический рывок в нашей стране станет возможен, только если государство снизит нагрузку на бизнес и пересмотрит свои требования к нему, считает премьер-министр Дмитрий Медведев. В ходе пленарной дискуссии на Гайдаровском форуме премьер-министра отметил, что в России действует более 9 тысяч НПА, которые содержат обязательные требования к бизнесу. При этом многие из них создавались еще в СССР и устарели морально и технологически.
В связи с этим рассматривается механизм «регуляторной гильотины», который заключается в масштабном анализе и пересмотре действующих нормативно-правовых актов (НПА). По сути предполагается, что положения актов, содержащих обязательные требования, автоматически потеряют свою силу, если они не будут специальным образом пересмотрены, подтверждены или изменены. При этом предполагается, что необходимость сохранения существующих ограничений и требований обязательно должна быть доказана соответствующими органами. По словам Медведева, к 1 февраля 2020 года можно пересмотреть все требования к предпринимателям с учетом современных реалий.
В контексте данной идеи Минэкономразвития России разработало законопроект о регуляторных песочницах для инновационной деятельности в сфере цифровых технологий. В документе определяются цели и принципы создания таких песочниц, вводятся ограничения на их применение, и устанавливаются гарантии прав и законных интересов всех участников экспериментальных правовых режимов (ЭПР) и тех, кто с ними будет взаимодействовать. Предполагается, что такой механизм приведет к реальному сокращению времени и других издержек на внедрение инновационных продуктов цифровой экономики.
Экспериментальный правовой режим в первую очередь предназначен для тестирования цифровых инноваций в таких сферах как большие данные, блокчейн, нейротехнологии и ИИ, квантовые технологии и робототехника, беспроводная связь и виртуальная (+дополненная) реальность и т. д. Данный подход должен ускорить внедрение инноваций, сдерживаемое текущим несовершенным законодательством, благодаря отмене ограничений и иных обременений, установленных различными НПА.
В пояснительной записке понятие «цифровая инновация» определяется как «новое средство, использующее цифровые процессы, ресурсы и сервисы на основе технологий больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовых технологий, новых производственных технологий, промышленного интернета, компонентов робототехники и сенсорики, технологий беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей и других технологий, которые в правовых актах РФ отражены как относящиеся к цифровым или к цифровой экономике; новая система таких средств или новая форма использования такого существующего средства/системы средств».
Авторы документа надеются, новый закон позволит тем, кто занимается разработкой и внедрением цифровых инноваций, применить их на практике и проверить реальную полезность в условиях снятия законодательных ограничений и обременений без риска наказания за их нарушения. При этом ЭРП носит добровольный характер, и не дает участникам таких «песочниц» никаких послаблений по налогам и обязательным платежам. Также остаются в силе все требования законодательства РФ по предотвращению отмывания денег и финансирования терроризма.
Участниками экспериментального правового режима смогут стать любые юрлица, ИП, органы исполнительной власти и местных администраций. При этом максимальный срок, на который он может устанавливаться — 3 года.
Конечно, есть области, в которых подобные эксперименты недопустимы. Поэтому чётко определены сферы, где ЭПР не может применяться: оборона, безопасность, внутренние и иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий, деятельность войск национальной гвардии, исполнение наказаний, судопроизводство и некоторые другие. При этом Президент и Правительство могут управлять ограничениями по сферам применения ЭПР.
Предполагается также создание координационного органа, уполномоченного по вопросам ЭПР, и назначение регулирующего органа. На финансовом рынке таким регулятором может стать Центробанк. Управлять ЭПР будет публично-правовая компания, также будет создан реестр с данными о всех «песочницах» и проектах в них. Регулятор будет также заниматься рассмотрением программ претендентов на включение в ЭПР, мониторингом их деятельности и оценкой результатов.
Таким образом, законопроект об ЭПР является одной из «первых ласточек» нового видения в нормотворчестве России. Хочется надеяться, данный законопроект будет принят, его результаты окажутся реально положительными и данная практика будет перенесена и в другие сферы экономики.